Патрульная служба

Единственная в Тверском регионе специализированная программа о происшествиях, преступлениях, ЧП и стихийных бедствиях. Репортажи с места событий и залов судов. Партнеры программы - все правоохранительные структуры Тверского региона. «Патрульная служба» в эфире уже 17 лет. Первый выпуск программы тверские зрители увидели в День милиции 10 ноября 1998 года. Бессменный автор и оператор программы - член Союза журналистов России Ирина Чикунова.

Тел. 8(910) 646-46-76

 История создания следственных органов в России началась с судебных реформ Петра I, в ходе которых уголовное судопроизводство было разделено на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства. Тогда, в 1713 году, были учреждены первые следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые были подчинены непосредственно Петру I. Их непосредственная подчиненность Главе государства и независимость от иных органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность расследования уголовных дел, в том числе уголовного преследования должностных лиц. После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.  

 После Октябрьской революции 1917 года, в свете идеологии классовой борьбы и зарождения советского государства следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах. Затем в 1936 году органы следствия перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. Далее в 1938 - 1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функций предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.

 В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. В 1993 году после многочисленных доработок и согласований на рассмотрение Верховного Совета России был внесен проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации», который был одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона. Лишь в 2007 году были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием и следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.  

 Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.  

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.  

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Данный федеральный закон установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Одним из управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации является следственное управление по Тверской области, в состав которого входит отдел по расследованию особо важных дел. Следователи отдела по расследованию особо важных дел осуществляют полномочия по расследованию уголовных дел и проведению процессуальных проверок по наиболее сложным преступлениям, в числе которых преступления, совершенные организованными преступными группами, экономические преступления, многоэпизодные преступления, а также преступления, совершенные высшими должностными лицами, входящими в состав органов местного самоуправления и государственной власти Тверской области, а также преступления, вызвавшие значительный общественный резонанс и иные категории преступлений.

В качестве одного из примеров уголовного дела, расследованного следователями отдела по расследованию особо важных дел, можно привести уголовное дело в отношении 9 жителей г. Твери и г. Ржева Тверской области, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 171.1, ч. 4 ст. 327.1, п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ (производство, хранение и перевозка в целях сбыта и сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенные организованной группой; производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и продажа немаркированной алкогольной продукции, совершенные в крупном размере, организованной группой; использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных федеральных специальных марок).

Действуя в составе организованной преступной группы, вышеуказанные лица в период с 1 июня 2013 года по 26 декабря 2014 года, используя разливочный, укупорочный и этикетировочный станки, а также емкости для смешивания воды и спиртосодержащей жидкости, и другое оборудование, осуществили производство в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции, снабженной заведомо поддельными федеральными специальными марками, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в количестве более 12 тысяч 570 бутылок объемом 0,5 л. Кроме того, в целях сбыта члены организованной преступной группы приобрели алкогольную продукцию, снабженную заведомо поддельными акцизными марками и федеральными специальными марками в количестве более 13 тыс. 570 бутылок объемом 0,5 л., тем самым осуществили хранение, перевозку в целях сбыта и продажу алкоголя общей стоимостью не менее 4 млн. 474 тыс. рублей.

 Раскрытие данных преступлений представляло особую сложность. На первоначальном этапе следствие располагало лишь данными об обнаружении двух «подпольных» заводов по производству спиртосодержащей продукции и сведениями о рабочих, которые непосредственно производили и упаковывали данную продукцию. Не были установлены все места производства и хранения спиртосодержащей продукции, отсутствовала доказательственная база о роли соучастников, которые возглавляли организованную группу.

 В ходе предварительного следствия были установлены дополнительные места производства и хранения спиртосодержащей продукции, а также проведена серия обысков, в ходе которых удалось предотвратить поступление на рынок данной продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, была установлена и доказана роль соучастников, которые возглавляли организованную группу и руководили процессом производства и сокрытия произведенной продукции, а также осуществляли ее последующий сбыт и распределение выручки между остальными участниками. Даже после задержания и предъявления первоначальных обвинений уголовное дело продолжало представлять особую сложность в расследовании, поскольку некоторые из обвиняемых отказались от дачи показаний, а остальные выдвинули защитную версию о своей непричастности к совершенным преступлениям. Следователям отдела по расследованию особо важных дел необходимо было собрать доказательства соучастия и определить конкретную роль в совершении преступления в отношении каждого из девяти обвиняемых. Также сложность в расследовании уголовного дела была обусловлена большим количеством подлежащих осмотру вещественных доказательств, необходимостью производства значительного количества судебных экспертиз, значительным количеством мест совершения преступления, расположенных в различных городах Тверской области, а также длящимся характером преступления и длительным периодом его совершения, что вызвало необходимость производства большого количества следственных действий, направленных на доказывание обстоятельств совершенных преступлений.

 Доказательства, собранные следователями отдела по расследованию особо важных дел, признаны судом достаточными для вынесения приговора всем привлеченным к уголовной ответственности лицам, которые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 171.1, ч. 4 ст. 327.1, п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ, и им назначено наказание соответственно установленной следствием их преступной роли и действиям.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие созданного Следственного комитета Российской Федерации и входящих в его состав следственных подразделений строится на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы последовательно развиваются.

  В дни значимой даты для сотрудников Следственного комитета - 10-летия образования данной структуры при прокуратуре Российской Федерации и 300-летия со дня зарождения стадии предварительного следствия, наш корреспондент побеседовал с руководителем Заволжского межрайонного следственного отдела города Тверь СУ СК РФ по Тверской области Рашидом Махсотовичем Жумагалиевым.

 В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

 Органы следствия – это острый взгляд и проницательный разум государства, от которых невозможно скрыть злой умысел. Именно поэтому доверие и уважение к следственным органам – естественные чувства для любого законопослушного гражданина.

 От тщательности следственных действий, ума, хладнокровия и неподкупности следователя зависит не только окончательное торжество Закона, но и нередко доброе имя и судьба человека.

 Служба в Следственном комитете Российской Федерации тяжела и сложна, а ответственность, лежащая на следователях, неимоверна. Но тысячи доведенных до суда дел, спасенных судеб, восстановленных репутаций, справедливых решений говорят о том, что наши сотрудники с честью несут нелегкий груз долга перед обществом.

Приоритетными направлениями в нашей деятельности остаются расследование особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, коррупционных преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений в отношении несовершеннолетних и совершенных ими, преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также расследование преступлений прошлых лет.

Так в 2017 году к 14 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии особого режима, приговорен рецидивист, надругавшийся на малолетней в 2005 году. Следователями следственного отдела во взаимодействии с другими правоохранительными органами расследован ещё ряд громких уголовных дел, имевших широкий общественный резонанс.